Составление цветочных композиций

Аранжировка цветов как искусство родилась и развивалась в Японии. Называется это искусство икебана — «живые цветы». Есть и такой вариант перевода — «убранный подобно живому растению». Но икебана означает не только убранство цветов, ибо в ее композиции участвуют также листья, сучья, фрукты, галька, шишки, ракушки, перья и многое другое.

Каждая японка считает своим долгом овладеть искусством икебаны. Самый кратковременный курс изучения его — 3 месяца. Он считается достаточным для получения навыков убранства своего дома и в будни, и в праздники.

Начнем обучаться и мы.

Прежде всего, познакомимся с пропорциями любой цветочной композиции. Главный ее элемент — цветы должна занимать в пространстве большую площадь, а ваза, как дополнительный элемент,— пропорционально меньшую. Самый высокий — главный — цветок (ветка) может быть в три, два или полтора раза выше самой вазы плюс еще и размер диаметра вазы. В расчете это выглядит следующим образом: высота главного цветка в плоской вазе равна одной (одной с половиной) глубине вазы плюс один (один с половиной) ее диаметр; высота главного цветка в высокой вазе равна одной (одной с половиной) высоте вазы плюс один (один с половиной) ее диаметр.

В зависимости от материала и от замысла автора пропорции всей композиции могут быть увеличены.

Обычно делают симметричные букеты. Но они скучноваты. Гораздо интереснее делать ассиметричные. В таких букетах гармония достигается за счет различной длины стеблей и угла изгиба веток, а также за счет размещения на нужном фоне.

Составляя букет, надо учитывать взаимосочетаемость композиции, посуды и помещения: все они должны «звучать» в единой цветовой гамме.

Созвучие контрастирующих цветов достигается путем сочетания противоположностей: красного с зеленым, желтого с фиолетовым, синего с оранжевым и, наконец, бесцветного, а на самом деле самого выразительного и вечного сочетания — белого с черным. Такого рода цветосочетания порождают жизнерадостный настрой. А чтобы цвета между собой «не ссорились», к. ним заботливо подбирают полутона. Цветовая гармония достигается путем использования законов цветочного круга: выбирают цвета спектра через один — красный и желтый, желтый и синий, синий и красный, оранжевый и зеленый, зеленый и фиолетовый, фиолетовый и оранжевый. Такие цветовые сочетания действуют успокаивающе. Не рекомендуется ставить рядом цветы сливающихся оттенков — желтые и белые, желтые и зеленовато-желтые, светло-зеленые и темно-зеленые. Эти переходы «звучат» и смотрятся только в палитре самой природы — радуге.

У каждого цвета — своя выразительная сила. Теплые как бы освещают помещение, радуют человека, холодные цвета действуют успокаивающе. Используя правильное сочетание тех и других, можно добиться «разрядки напряженности» в помещении, внесения в него элемента нежности, утонченности и даже святости. И наоборот, несоответствие цветового оформления порождает неприятные чувства — растерянность, раздражение, даже депрессию. Все светлые тона обусловливают светлые чувства, а темные кажутся далекими и чуждо-холодными. Поэтому светлые цветы следует помещать на фоне темных, мелкие — на фоне крупных, цветы теплых тонов — на фоне холодноватых. Тогда цветы светлых тонов в общей картине - натюрморте выступают на первый, план, составляя главную впечатляющую силу, а темные цветы служат помощниками, дополняют. Выразительность композиции зависит также от фона, на котором она будет установлена.

Иногда, для того чтобы придать букету интересную форму, поместить его в определенную посуду, необходим специальный держатель. В керамической посуде эти держатели часто уже имеются. Они могут быть либо в виде добавочного элемента с отверстием, либо в виде прочно закрепленного элемента (у них тоже есть целый ряд недостатков: цветы и ветки нельзя закрепить в желаемом месте и под нужным углом; отверстия обычно бывают или слишком широкими, или узкими и расположены в центре, что не дает возможности перемещать композицию, придавать ей ассиметричную форму).

Удобнее всего пользоваться металлическими держателями—наколками. Чаще всего они представляют собой «игольчатую подушечку», в свинцовое основание которой закрепляются нержавеющие иголки-шпильки. Наколка обязательно должна быть тяжелой, иначе она не сможет удерживать целую связку достаточно тяжелых цветов и веток. Такую наколку можно перемещать по поверхности самой плоской Вазы, добиваясь выразительности и исполнения замыслов автора композиции, поместить в любую посуду — сахарницу, стакан, если нужно — вставить ее в большую емкость, куда воду необязательно наливать, и т.д. Для закрепления цветов в вазе может быть также использован чистый, промытый песок. Можно добавить в него гравий, мелкую гальку. Держатели для создания настенных композиций хорошо делать из строительного материала перлита. Его увлажняют, складывают в полиэтиленовый мешочек, перевязывают; в образовавшейся «подушке» прокалывают отверстие, куда вставляют цветы.

В качестве держателя годится также длинноворсый мягкий мох. Для этого мох вначале основательно мочат, затем делают из него не очень мягкий и не очень рыхлый шарик, который обвивают мягкой проволочкой, и наконец более твердой проволокой крепят этот шарик к краям плоской вазы либо вставляют в горлышко высокой вазы.

До сих пор мы привыкли очень просто пользоваться высокими вазами: сунем в нее пучок цветов и успокоимся — дело сделано. Давайте еще раз глянем на такой букет. Может быть, он еще больше расцветет, если ветки и листочки повернуть и поставить под другим углом? Попробуйте «распушить» все цветы, дать им побольше простора, воздуха. Для этого на дно вазы опустите пучок из нержавеющей проволоки, либо набросайте туда прямых веток, соломы, камыша, лозы.

Специалисты-аранжировщики используют держатели из материалов, хорошо всасывающих воду: пиафлоры, албафлоры, оасиса. У этих держателей, продающихся в цветочных магазинах, очень много преимуществ: насыщенные водой, они легко разрезаются на нужные части, помещаются в вазу, прикрепляются к любой поверхности — стене, потолку, полке, к декоративной доске, к любому плетению и т.п.

Вы можете оставить свой отзыв

You must be logged in to post a comment.

ladyjecks.info